клин
ПоделитьсяShare on FacebookShare on VKShare on TumblrTweet about this on TwitterShare on Google+Share on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

В сети можно найти список ключевых умений, необходимых в 21 веке, составленные по результатам работы Всемирного экономического форума в Давосе или из анализа Атласа новых профессий, или в результате других исследований. Эти навыки помугут нам реализовать жизненные цели, построить карьеру и эффективно реагировать на новые вызовы. Списки могут немного отличаться, но везде системное мышление, критическое мышление и решение задач, креативность есть на первых трех позициях.

Skills

Понимая важность развития этих навыков, мы в клубе находимся в постоянном поиске эффективных технологий, которые помогли бы нашим ребятам получить такие важные навыки. Сейчас мы проходим обучение у Аллы Александровны Нестеренко на курсе «Инструменты ОТСМ-ТРИЗ» в образовании» https://otsm-triz.ru/teach/control.

Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ и общая теория сильного мышления – ОТСМ составляют стержень содержания проблемно-ориентированного обучения, а философия нашего клуба именно такая. Что очень привлекает в ОТСМ-ТРИЗ, так это метапредметные средства, позволяющие структурировать и преобразовывать информацию с целью выявления, анализа и решения проблем в различных областях знаний. В ОТСМ-ТРИЗ разработаны четыре технологии, позволяющие строить решение проблем различной сложности: от типовых (стандартных) до комплексных, включающих сложную сеть связанных между собой противоречий.

Первый наш шаг на пути внедрения ОТСМ-ТРИЗ в наши занятия – научить ребенка строить модели. Строительным материалом для этого будут признаки объектов.

Идеолог ОТСМ Николай Хоменко вводит в учебный процесс такую схему: элемент (или объект) – имена признаков (вопрос к элементу/объекту) – значение признаков (ответ на вопрос).

Покажем, как мы это применили при рассмотрении темы «Простые механизмы». В идеале, нам бы хотелось, что бы результатом изучения данной темы, появилась машина Голдберга — механизма, выполняющего простую задачу предельно сложным, вычурным и длинным путем.

https://www.youtube.com/watch?v=2K7ntQyglWg

Вот еще пример креативной рекламы Хонды, на которую вроде бы было потрачено 2 миллиона долларов.

https://www.youtube.com/watch?v=y7SID-UGerM

Какая бы не была машина, в ее основе два простых механизма: наклонная плоскость и рычаг. И на сегодняшнем занятии мы познакомимся с ними.

Наклонная плоскость — это плоская поверхность установленная под углом к горизонтали, самый древний простой механизм, который использовался при строительстве любого крупного древнего сооружения.

Ребятам были предложены фотографии различных простых механизмов (далее будем называть из копилка), нужно было рассмотреть все и выбрать те, которые являются наклонными плоскостями.

копилка

Конечно, же с первого раза, не получилось отобрать все. И тут мы провели наш первый опыт. Полина закрасила гипотенузу прямоугольного треугольника и намотала его на стержень. И вот первое открытие! Оказывается, что наклонная плоскость навитая на ось – это винт. А самый известный, пожалуй, винт – это винт Архимеда.

клин

Теперь ребята уже другими глазами посмотрели на карточки, и кто-то заметил, что у долото есть тоже наклонная плоскость, а точнее даже две. И тут мы для себя открыли еще одну разновидность наклонной плоскости – это клин.

Все остальное в нашей коллекции это рычаги. Еще Архимед говорил: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю!». Рычаг это стержень, который вращается вокруг неподвижной опоры.

Новый эксперимент. Два ребенка держат чемодан, который надет на палку ровно по середине. А затем мы передвигаем чемодан ближе к одному из экспериментаторов. Главный фокус на том, что изменилось?

рычаг рычаг1

Еще один похожий эксперимент. Положили одну зубочистку серединой на средний палец (ближе к ногтю), а на концы — указательный и безымянный, и попытались сломать зубочистку, надавив на нее указательным и безымянным пальцами. А затем передвинули зубочистку на середину пальц, и снова попытались сломать зубочистку. И снова главный фокус на том, что было и что изменилось?

зубочистки зубочистки1

Эти опыты очень помогут нам на следующем занятии, когда мы попробуем составить паспорт простого механизма. Там очень важно будет понять какие признаки отличают один простой механизм от другого, что у них общего, у нас будет самое настоящее маленькое исследование.

И, наконец, последний на сегодня механизм — блок — простой механизм, представляющий собой колесо с желобом по окружности для каната или цепи, способное свободно вращаться вокруг своей оси. Блок – это частный случай рычага.

И мы сделали модель полиспаста — привязали веревку к деревянному мечу. Поместили оба меча на расстояние 50 см друг от друга и три раза обернули их веревкой. Потянули свободный конец веревки, в то время как те, кто держал мечи, старались изо всех сил разъединить их. Никто не мог поверить, что те, кто держит не поддаются. Каждый хотел проверить и думал, что сможет удержать мечи на расстоянии 50 см. По результатам этого опыта, еще раз проговорили, что главная функция простых механизмов – это облегчить работу человеку.

полиспаст

Теперь, уже мы легко сможем рассортировать наши карточки по типам простых механизмов.

И в игру сможем сыграть. Ребята получают несколько карточек из нашей копилки. Если фраза, которая будет произнесена, про них, они должны выбежать к доске. Мои друзья те, кто

— те, кто являются наклонной плоскостью

— те, кто являются рычагом

— те, кто облегчают работу

— те, которые используют для поднятия грузов

— те, кто проигрывают в расстоянии

— те, кто помогают выиграть в расстоянии

— те, кто помогает выиграть в силе

С последними вопросами, у нас еще пока есть трудности, но это только пока.

В завершение играем в да-нетку. Кто-то загадывает предмет из нашей копилки, а остальные пытаются его отгадать. Последним был загадан нож. И еще одна да-нетка посложнее про него. Что бы увеличить спрос на картофельные ножи, одна фирма придумала способ, чтобы они быстро пропадали у хозяйки. Что это за способ? Ребята легко отгадали, а Вы сможете?

ПоделитьсяShare on FacebookShare on VKShare on TumblrTweet about this on TwitterShare on Google+Share on LinkedInPrint this pageEmail this to someone
Учимся сильному мышлению на примере простых механизмов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *