опыты
ПоделитьсяShare on FacebookShare on VKShare on TumblrTweet about this on TwitterShare on Google+Share on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

Тема лагеря была «Открыватели планеты Земля». Основной целью научной части было познакомить ребят с основами метода Guided Brainstorming (GB), используя в том числе наши любимые опыты. Это был совместный проект запорожского отделения «Веселой науки» и монтессори клуба «Колибри». Для большинства ребят это был первый опыт отрыва от мамы и главной нашей задачей было сделать этот отрыв с одной стороны мягким, а с другой стороны дать ребятам свободу, возможность принимать самостоятельные решения. Концепция лагеря была от Колибри, а научная часть – от «Веселой науки».

лагерь
Сегодня мы поговорим о концепции, если я что-то изложу не точно, надеюсь моя любимая соведущая Елена Бутенко меня подправит.
Главной ценностью нашего лагеря была свобода, под которой мы понимали возможность самостоятельного принятия решения. Мария Монтессори говорила, что свобода ребенка – это постепенный отход от взрослого, а значит самостоятельность и независимость ребенка от взрослого – основа свободы. Получается, что чем больше ребенок может делать сам – тем он более самостоятелен.

Лена
Теория теорией, но что для этого было сделано непосредственно у нас? Для того что бы ответить на этот вопрос, несколько слов о нашем быте. Лагерь проходил на даче, расположенной в живописном месте под Харьковом. Было 15 детей и 2 педагога. Готовили, убирали, стирали – сами. Два ребенка каждый день должны были помочь с приготовлением еды: чистили овощи для борща, нарезали салат, готовили бутерброды и делали другие вполне посильные дела.

стирка-уборка1 стирка-уборка2 стирка-уборка3стирка-уборка

В нашем быту много дел, которые может легко сделать ребенок, но почему-то мы часто делаем их сами, возможно, потому что так легче или быстрее. В результате, родители часто обижаются, что дети не помогают с домашними делами, хотя в свое время сами же лишили их возможности это делать. У нас было правило, что каждый моет за собой посуду. Для части детей это было проблемой, некоторые больше половины лагеря забывали даже убрать тарелку со стола. Далеко не у всех детей были сформированы элементарные навыки самообслуживания. Причем это не зависело от возраста, иногда у шестилетнего мальчика (да-да, у нас был такой) эти навыки могли быть выше, чем у десятилетнего. Даже далекие от Монтессори-педагогики люди знают ее девиз: «Помоги мне это сделать самому», конечно же для нас это также был основный девиз нашего быта.

упж упж1

Когда Лена с ребятами составляла график дежурств, я была в небольшой растерянности, когда на последнюю субботу, она поставила мою четырехлетнюю Юлю и шестилетнего Максима. Я думаю, как же они справятся. Лена объяснила мне, что график дежурств – это не необходимая вещь. Обязательно, найдутся дети, для которых мытье-чистка овощей-нарезка фруктов – это потребность. Скажу честно, я с недоверием отнеслась к этому тезису, но жизнь показала, что Лена права. И действительно, некоторый из кухни было не вытащить. И здорово было наблюдать, как за десять дней окрепла рука, стали более уверенные движения ножом или овощечисткой, развилась ловкость. А вместе с этим и произошел скачок личности. Все по классике: «Я – ловкий! У меня все получается! Я – могу это сделать! Я могу много чему еще научиться так же легко, как резать огурцы, чистить морковь, отмерять крупу, нарезать хлеб. «Поготовить» на кухне в итоге были все, и все выполняли работу с большим энтузиазмом и вдохновением.

упж2 упж3
Вторая сторона свободы — это право ребенка на свободный выбор и собственные интересы. Поэтому в нашем лагере действовало правило свободной руки (можно было высказаться по любому вопросу) и свободной ноги (можно было встать и уйти в любой момент с занятия). Скажу честно, правилом свободной ноги, ребята пользовались очень редко, надеюсь, потому что им было интересно.

опытыопыты1
Со своей стороны, мы старались подготовить программу, которая была бы интересна детям, но очень уважительно и чутко относились к их потребностям и интересам. Например, когда в середине лагеря Лёву посетили родители и привезли удочку, наш лагерь охватила рыбацкая лихорадка.

рыбалкарыбалка1

Мы со своей стороны во первых всячески поддерживали их начинания, во вторых не следовали слепо своему плану занятий, внесли изменения, у нас появилось занятие посвященное рыбам.

рыбалка2 рыбы
Расписание дня было примерно таким:
9-00 — завтрак
10-00 – занятие по GB (более теоретическое, много креативных задач) с перерывом на перекус в 11-00
11-30 – свободное время
13-00 – обед
14-00 – чтение (за лагерь мы вместе прочитали три книги. Читал педагог, вот тут правом свободной ноги пользовались максимально: некоторым детям книга была не по возрасту, кто-то уже ее читал, кто-то хотел почитать свою).
15-00 – свободное время
16-00 – полдник
16-15 – занятие, более экспериментальное
17-30 – свободное время
18-30 – ужин
19-00 – свободное время
20-00 – вечернее чаепитие
20-30 – вечернее чтение

еда еда1
Как видно, у ребят было много свободного времени. Была просьба телефоны и планшеты оставить дома, даже если бы они и были, это не очень бы что-то изменило, поскольку интернета в этом волшебном месте все равно нет. Вначале некоторые ребята слонялись без дела, но в конце концов все нашли себе занятия по интересам. И, о чудо, оказалось, что современные дети, если у них отобрать планшет, знают игры из нашего детства: вечером часто играли в выбивного, прятки, догонялки и пр.
При таком подходе, важно, что бы вокруг ребенка была подходящая среда. Возможно, если бы такой среды не было, от нечего делать свобода переросла бы в деструктивные занятия. Но у нас такая среда была: бесконечное количество материалов для творчества, конструирования, игры. За время лагеря мы освоили много простых и сложных настольных игр, пережили эпидемию легомании, оригамимании, рыболовства. Свобода выбора побуждает у ребенка внутреннюю мотивацию выбирать материалы, которые соответствуют его потребностям и удовлетворяют их. Все наши мании были из внутренних потребностей, мы их никак не стимулировали. Они возникали и проходили сами.

лего оригами
В первых день была договоренность, что колокольчик будет звать на любое совместное занятие. Никто никого специально не дергал и не прерывал занятие. По большому счету, ребенок мог сам решить, хочет ли он завершить свою текущую работу и отложить или он хочет и дальше ею заниматься.
Конечно, же у ребят было много времени для того, что бы дружить, сориться, мириться. Ссор было удивительно мало. Мы очень мало вмешивались в их «дела». На самом деле, дети любят решать свои проблемы самостоятельно, а взрослые довольно часто вмешиваются в этот процесс и тем самым не дают набраться детям нужного социального опыта. Безусловно, если речь идет о жизни, здоровье как физическом, так и психическом, педагог обязан вмешаться, что бы не допустить травму, но нам повезло: все дели – были прекрасны, таких ситуаций и близко не возникало.
Наши дети помогали друг другу, имели возможность объединяться в группы по интересам. Особенно хороши для этого настольные игры, которые провоцируют объединяться, ведь для того, что бы играть – нужна компания. Мы заметили, что в свободной среде у детей обостряется чувства справедливости и взаимопомощи.

оригами1
Еще один очень полезный на мой взгляд навык, способность попросить о помощи с одной стороны, способность на предложение оказать помощь – ответить отказом. Оказывается, и то, и другое довольно сложно. И принять это решение, тоже сложно. Даже мне, взрослой тетке было обидно, когда я просила мне помочь (для занятий, что-то принести), некоторые два ребенка отвечали почти всегда отказом, поясняя это тем, что заняты.
В общем, и целом все очень удалось, большинства своих целей мы достигли. От души советую лагеря Колибри младшим школьникам, родители которых готовы на первый отрыв. Каждодневные живые заметки, которые были сделаны во время лагеря, можно посмотреть тут https://www.facebook.com/profile.php?id=100004656842651&lst=100000438213950%3A100004656842651%3A1502185964. Кстати, скоро начинается рукодельный лагерь для девочек и мне кажется, еще есть одно или два места.

ПоделитьсяShare on FacebookShare on VKShare on TumblrTweet about this on TwitterShare on Google+Share on LinkedInPrint this pageEmail this to someone
Лагерь «Открыватели планеты Земля». Концепция и наши лайфхаки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *